Copyright © 2008-2013 Андрей Мещеряков. All rights reserved. 
free counters
БЮДЖЕТНЫЕ МАНЕВРЫ НЕДОПУСТИМЫ  ЗА СЧЕТ ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ – СЧИТАЮТ РОССИЙСКИЕ ПАЦИЕНТЫ
 
Крупнейшие общественные организации российских пациентов обратились к руководству страны с открытым
письмом, призывая пересмотреть планы «оптимизации» системы здравоохранения РФ и исключить расходы на
здравоохранение из сферы «бюджетного маневра», оставив их в основном в федеральном ведении.
Предлагаемая реформа, в соответствии с которой основная нагрузка в сфере охраны здоровья населения ляжет
на плечи регионов, не гарантирует субъектам РФ достаточных средств даже для поддержания системы
здравоохранения хотя бы на ее нынешнем уровне, указывается в письме. Неравенство в доходах между отдельными
регионами уже сегодня создает серьезные проблемы - территориальные программы в большинстве субъектов РФ не
исполняются в полном объеме. Не приходится особо рассчитывать и на поддержку со стороны федерального
бюджета: создание единой федеральной субвенции позволяет руководству регионов изменять пропорции расходов на
образование, здравоохранение, охрану лесов и другие нужды по своему усмотрению.
Организации, подписавшие письмо, считают «бюджетный маневр» в сфере здравоохранения неоправданным
социальным экспериментом на здоровье и жизни россиян и добиваются, чтобы основная часть расходов на
медицинскую помощь и лекарственное обеспечение - сверх минимума, доступного даже самым дотационным
регионам за счет собственных средств - по-прежнему финансировалась из федерального бюджета.
Открытое письмо общественных организаций российских
пациентов к руководству страны  (файл скачать в формате PDF)
Президенту Российской Федерации
В.В. ПУТИНУ
Уважаемый Владимир Владимирович!
            Мы обращаемся к Вам от имени миллионов российских граждан - нынешних и потенциальных пациентов, чьи интересы мы представляем.
            Мы в высшей степени встревожены планами реформы системы финансирования здравоохранения, получившей название "бюджетного маневра". Наш многолетний опыт работы по защите прав российских граждан на медицинскую помощь и лекарственное обеспечение в соответствии с Конституцией РФ убеждает: в случае возложения ответственности за охрану здоровья россиян в основном на плечи регионов неизбежен длительный период резкого ухудшения ситуации во многих субъектах РФ. Следует ожидать серьезного повышения заболеваемости и смертности населения, доступ которого к медицинской помощи и лекарственной терапии на бесплатной и льготной основе - отнюдь не соответствующий провозглашенным гарантиям и сегодня - станет еще более ограниченным.
             Первый и главный аргумент против "бюджетного маневра" - он не гарантирует субъектам РФ достаточных средств даже для поддержания системы здравоохранения хотя бы на ее нынешнем уровне. Радужные прогнозы роста бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования пересматривались в сторону снижения, попытки изыскать дополнительные источники наполнения этих бюджетов пресекались. Признаков перемены к лучшему в этой сфере пока не видно.
             Неравенство в доходах между отдельными регионами уже сегодня создает серьезные проблемы. По данным Минздрава РФ, территориальные программы оказания бесплатной медицинской помощи бездефицитны лишь в 17 регионах. В результате территориальные программы в большинстве субъектов РФ не исполняются в полном объеме, что ущемляет права значительной части российских граждан.
             Доступ к лечению по программе ОМС ограничен даже в Москве. По данным социологических исследований, в других регионах больные не рассчитывают получить льготные лекарственные препараты вообще, или получают в самых минимальных количествах, недостаточных для полноценного лечения.
             Отсутствие должного внимания в течение многих лет к системе здравоохранения породило ряд серьезных проблем. Некоторые из них частично решаются в рамках региональных программ модернизации здравоохранения, однако большинство еще ждет своего решения. В условиях "бюджетного маневра" решать их придется субъектам Российской Федерации. При том, что соответствующие расходы - в частности, на существенное повышение зарплаты медицинского персонала - абсолютно необходимы, их осуществление при ограниченных ресурсах неизбежно будет происходить за счет других, не менее необходимых видов расходов (профилактика, раннее выявление заболеваний, лекарственное обеспечение, реабилитация и т.д.).
              Расчет на компенсацию дефицита средств с помощью федеральных субвенций также ненадежен, особенно с учетом предлагаемого "равномерного сокращения всех расходов" федерального бюджета на 5%.
Дополнительно осложняет ситуацию создание единой федеральной субвенции, в которой не разделены средства на исполнение передаваемых субъектам РФ полномочий - руководство региона может изменять пропорции расходов на образование, здравоохранение, охрану лесов и другие нужды по своему усмотрению. Гибкий финансовый инструмент? В условиях лоббизма и коррупции трудно рассчитывать, что он будет учитывать реальные потребности населения. И если в федеральном масштабе такому злу иногда удается противостоять, то на уровне регионов авторитарность системы управления и контроля, зачаточное состояние гражданского общества и подконтрольность СМИ не оставляют на это надежды.
           Уважаемый Владимир Владимирович! Сегодня "бюджетный маневр", по крайней мере в сфере здравоохранения, представляется неоправданным социальным экспериментом на самом ценном, что есть в нашей стране - на здоровье и жизни россиян. Мы настаиваем на том, что эта высшая ценность должна оставаться безусловным приоритетом для руководителей любого уровня. Мы убеждены в том, что основная часть расходов на медицинскую помощь и лекарственное обеспечение - сверх минимума, доступного даже самым дотационным регионам за счет собственных средств - должна по-прежнему финансироваться из федерального бюджета. Иное решение приведет к непоправимым демографическим и социальным последствиям, которые повлекут за собой и политические потрясения.
           Уважаемый Владимир Владимирович! Мы просим Вас вместе с Правительством Российской Федерации и Федеральным Собранием РФ при обсуждении федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015-2016 гг. исключить расходы на здравоохранение из сферы "бюджетного маневра", оставив их, в основном, в федеральном ведении.

Ответ на наше обращение просим направить на адрес: 125040 г. Москва ул. Верхняя д.34 стр.1, Всероссийский союз пациентов, тел./факс (499) 426 06 42
Список организаций, поддержавших коллективное обращение:

Бочаров А. А., заместитель председателя правления Межрегиональной общественной организации "Содействие больным саркомой";

Булгакова Н.А., президент Общероссийской общественной организации инвалидов "Российская ревматологическая ассоциация "Надежда";

Власов Я. В., сопредседатель Всероссийского союза пациентов, президент Общероссийской общественной организации инвалидов - больных рассеянным склерозом;

Гавриков М.Ю., председатель Всероссийской общественной организации нефрологических и трансплантированных больных "Право на жизнь";

Герасимова Н.Л., президент  Межрегиональной общественной организации "Ассоциация фондов помощи больным нервно-мышечными заболеваниями "Надежда";


Григорьев В.О., президент Межрегиональной благотворительной общественной организация содействия детям с ревматическими и другими хроническими болезнями "Возрождение";

Густова Э. В., со-президент Общероссийского союза "Российская Диабетическая Федерация - "РДФ", президент Межрегиональной общественной организации инвалидов "Московская диабетическая ассоциация больных сахарным диабетом  - "МДА" (МООИ "МДА");

Дронов Н. П., председатель исполнительного комитета Межрегионального общественного движения "Движение против рака";

Жулёв Ю.А., сопредседатель Всероссийского союза пациентов,  президент Всероссийского общества гемофилии;

Захарова Е.Ю., председатель правления Всероссийской организации редких (орфанных) заболеваний (ВООЗ);

Кожерева В.В., вице-председатель Межрегиональной общественной благотворительной организации инвалидов "Общество пациентов  с первичным иммунодефицитом", президент Благотворительного фонда помощи детям с врожденными нарушениями иммунитета "ПОДСОЛНУХ";

Кондрашова Л.М., председатель Межрегиональной общественной организации нефрологических пациентов "НЕФРО-ЛИГА";

Левина Н.Б., председатель правления Общероссийской общественной организации инвалидов вследствие психических расстройств и их семей "Новые возможности"

Матвеева Л.Ф., президент Всероссийского общества онкогематологии "Содействие";

Мещерякова Е.А., вице-президент Межрегиональной общественной благотворительной организации "Союз пациентов и пациентских организаций с редкими заболеваниями" (СПИПОРЗ),  президент Региональной общественной организации помощи больным несовершенным остеогенезом "Хрупкие дети";


Мясникова И.В., председатель правления Межрегиональной общественной организации "Помощь больным муковисцидозом", исполнительный директор Всероссийской организации редких (орфанных) заболеваний (ВООЗ);

Пчелин И.В., исполнительный директор Всероссийской общественной организации "Объединение людей, живущих с ВИЧ";

Саверский А.В., президент Общероссийской общественной организации "Лига защитников пациентов";

Сорокина Е.В., координатор рабочей группы по онкологии и онкогематологии Всероссийского союза пациентов;

Суханов В.Г., президент региональной общественной организации инвалидов стомированных больных "АСТОМ";

Тарасова Т.А., президент некоммерческого партнерства "Общество родителей детей больных язвенным колитом и болезнью Крона"

Терехова М.Д., председатель Межрегиональной общественной организации "Содействие инвалидам с детства, страдающим болезнью Гоше, и их семьям", заместитель председателя правления Всероссийской организации редких (орфанных) заболеваний (ВООЗ);

Хвостикова Е.А., директор центра социальной реабилитации людей с редкими и генетическими заболеваниями Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей- инвалидов "ГАООРДИ";

Чистякова Е.К., директор благотворительного фонда помощи детям с онкогематологическими и другими заболеваниями "Подари жизнь".